Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29, Г.З., оф.234, общий отдел:  920-01-97, вакуумное оборудование: 920-71-97

ФЕМТОТЕХНОЛОГИИ...   МЫ ПРОДАЁМ СВОБОДНЫЕ НЕЙТРОНЫ!

            Производство нейтронов можно смело назвать ярчайшим примером фемтотехнологий. Действительно, размер нейтронов - порядка одного фемтометра (10-15 м = 1 фм), а размеры ядер - от 1 (водород) до 15 (уран) фемтометров [1]. Нейтроны способны проникать внутрь вещества и инициировать там различные ядерные реакции (деление, захват, глубокое расщепление, неупругое и упругое рассеяние, трансмутация) в ядрах любых химических элементов. Эти фемтореакции изменяют в веществе состав химических элементов, который не изменяется на уровне нанотехнологий!

Применения фемтотехнологий

            Высокоэнергетические (десятки MэВ) и медленные (микро-эВ) свободные нейтроны нужны для исследовательских целей в области фундаментальных наук и материаловедения, био- и нанотехнологий. Они особенно востребованы в медицине, энергетике, в производстве изотопов и в передовых современных циклах воспроизводства ядерного топлива [2, 3].

Фемтомак – наше устройство для фемтотехнологий

           Мощные источники нейтронов традиционно развиваются на основе реакторов деления с тепловой мощность до 100 МВт, дающих интенсивность более чем 1018 нейтронов в секунду [3, 4] и на основе 1 ГэВ протонных линейных ускорителей с мощностью до 1 МВт и интенсивностью 1017 нейтронов в секунду [5, 6].
         Оба подхода очень дороги - объем капитального строительства достигает 1.4 млрд. долларов США для 1017 полезных (свободных) нейтронов в секунду (2006 - год сооружения нейтронного источника расщепления в Окридже, США [6]). Дальнейшее увеличение интенсивности нейтронного выхода в реакторных и ускорительных источниках проблематично из-за их высокой стоимости и трудностей инженерного характера.
          Мы предлагаем инновационное устройство для производства нейтронов, которое мы называем Фемтомак, основанное на реакциях синтеза дейтериевых и тритиевых ядер в полностью ионизованной плазме. Первичные нейтроны в фемтомаке имеют энергию 2.5 МэВ для DD реакции и 14.1 МэВ в случае DT реакции. Нейтроны замедляются до требуемого уровня энергий вплоть до микроэлектронвольт и затем транспортируются в зону исследований/технологий посредством направляющих трубок.

Параметры Фемтомака - источника нейтронов для исследований/технологий

 

Используемая реакция синтеза

DD  DT    DT-с усилением
  Интенсивность (н/с) 4×1015  4×1017 2 ×1018
  Энергия первичных нейтронов (МэВ) 2.5  14.1  2
  Нейтронная мощность (МВт) 0.006 1 0.7
  Радиус зоны защиты (м) 3.0 4.0 4.5
  Потребляемая электрическая мощность (МВт) 30 30  30
  Режим работы непр-ный непр-ный непр-ный
  Рабочая зона установки (м ? м) 20 × 40 20 × 40 20 × 40

Условия поставки

 

Эскизное проектирование

0.5 года
  Инженерное проектирование и рабочие чертежи 1 год
  Изготовление и ввод в эксплуатацию 3.5 года

Стоимость

            Тел (факс) +7 812 5527954
            Эл. почта: v.sergeev@tuap-spb.com
            Веб-сайт:   www.tuap-spb.com


            «Конечно, Вы можете сделать нейтронный источник. Однако, Вы сделаете это быстрее с нами» –             Борис Кутеев, директор.


С более подробной информацией можно ознакомиться по презентации, представленной на Третьем международном совещании по гибридным системам синтез-деление, проходившем в Университете Мэриленда в США с 9 по 11 марта 2009 г.
Presentation.pdf
см. так же комментарии к слайдам
Comments.pdf

Библиография

  1. David L. Bergman, Observations of the Properties of Physical Entities
    http://www.commonsensescience.org/pdf/articles/nature_of_the_physical_world_P2_FoS_V7N2.pdf
    а также
    A. Zimmerman Jones. Neutron
    http://physics.about.com/od/glossary/g/neutron.htm
  2. В.Ф. Ежов, В.В. Федоров, ред., Для чего нужны нейтроны
    http://www.pnpi.spb.ru/nrd/pdf/booklet_2007_05_28.pdf
    а также
    Jerome M. Verbeke. Development of high-intensity D-D and D-T neutron sources and
    neutron filters for medical and industrial applications
    http://repositories.cdlib.org/lbnl/LBNL-45772/
  3. Веб-страница реактора ПИК (Россия)
    http://nrd.pnpi.spb.ru/facilities/menu_pik.html
  4. Веб-страница реактора ILL (Европейский союз)
    http://www.ill.eu/reactor-environment-safety/high-flux-reactor/
  5. Веб-сайт Лос-Аламосского нейтронного научного центра LANSCE
    http://lansce.lanl.gov/
  6. Веб-страница источника нейтронов на глубоком расщеплении SNS
    http://neutrons.ornl.gov/aboutsns/aboutsns.shtml

FEMTOTECHNOLOGIES...   WE SELL FREE NEUTRONS!

            Neutron production certainly represents a striking example of femtotechnologies. Indeed, neutron size is close to one femtometer (10-15 m = 1 fm) while nuclei sizes are from 1 (Hydrogen) to 15 (Uranium) femtometers [1]. Neutrons are able to penetrate into the matter and initiate a variety of nuclear reactions (fission, capture, spallation, inelastic and elastic scattering, transmutation) in nuclei of all chemical elements. These femtoreactions in the matter change the chemical element composition that cannot be changed at the nanotechnology level!

Application of femtotechnologies

           High-energy (tens of MeV) and cold (micro-eV) free neutrons are needed for research purposes in the field of basic and material science, bio- and nanotechnologies. They are especially called for medicine, power engineering, isotope production and advanced nuclear fuel cycles [2, 3].

Femtomak is our device for femtotechnologies

           Powerful neutron sources are traditionally developed on the basis of fission reactors with thermal power up to 100 MW giving the intensity higher than  1018  neutrons per second [3, 4] and 1 GeV proton linear accelerators with power up to 1 MW and intensity of 1017 neutrons per second [5, 6].
           Both approaches are extremely expensive reaching the capital cost of 1.4 B$ for 1017 useful (free) neutrons per second (in 2006, construction year of the Spallation Neutron Source at Oak Ridge, USA [6]). Reactor and Spallation sources are constrained in further growth of their intensity by very high costs and engineering problems.
           We offer an innovative device for neutron production that we call Femtomak based on fusion reactions of deuterium and tritium nuclei in fully ionized plasma. Primary neutrons in the femtomak have energies 2.5 MeV for those produced in DD reactions and 14.1 MeV for the DT reaction case. The neutrons are moderated to the required level of the average energy down to the lowest values of microelectronvolts and then transported to the research/technology areas via neutron guide tubes.

Parameters of the research/technology neutron source - femtomak

 

Fusion reaction used

DD  DT    DT-boosted
  Intensity (n/s) 4×1015  4×1017 2 ×1018
  Primary neutron energy (MeV) 2.5  14.1  2
  Power of neutrons (MW) 0.006 1 0.7
  Shield radius (m)  3.0 4.0 4.5
  Electric power consumption  (MW) 30 30  30
  Operation mode continuous continuous continuous
  Installation area (m ×  m) 20 × 40 20 × 40 20 × 40

Delivery stages

 

Conceptual design

0.5 year
  Engineering and working drawings 1 year
  Construction  3.5 years

Cost

          Phone (fax) +7 812 5527954
          mail: v.sergeev@tuap-spb.com
          Web-site :   www.tuap-spb.com

         “You can make a neutron source, of course. However, you will make it faster with us” – Boris Kuteev, Director.


For further details please see the presentation given at the Third Fusion-Fission Hybrids Workshop, University of Maryland, March 9-11, 2009
Presentation.pdf
and comments
Comments.pdf

References

  1. David L. Bergman, Observations of the Properties of Physical Entities
    http://www.commonsensescience.org/pdf/articles/nature_of_the_physical_world_P2_FoS_V7N2.pdf
    also
    A. Zimmerman Jones. Neutron
    http://physics.about.com/od/glossary/g/neutron.htm
  2. WWW site of Kyoto University, Application of neutrons to science and industry
    http://www.nucleng.kyoto-u.ac.jp/english/laboratory/neutron_t/neutron_t.htm#1
    also
    Jerome M. Verbeke. Development of high-intensity D-D and D-T neutron sources and
    neutron filters for medical and industrial applications
    http://repositories.cdlib.org/lbnl/LBNL-45772/
  3. Los Alamos Neutron Science Center (LANSCE) web site
    http://lansce.lanl.gov/
  4. Spallation Neutron Source (SNS) WWW page
    http://neutrons.ornl.gov/aboutsns/aboutsns.shtml